Первым случаем судебного разбирательства подобного рода была история, когда татуировщик нанесший знаменитый трайбл на лицо Майка Тайсона, попытался взыскать с создателей фильма Мальчишник в Вегасе 30 миллионов долларов. Напомним: герой фильма по сюжету наносит на свое лицо такую же татуировку, как у боксера. Тату-мастер решил, что продюсеры обязаны были запросить у него разрешение, чего по его утверждению сделано не было.
Тогда суд не удовлетворил иск Виктора Уитмилла, так звали этого тату-мастера. Однако, данный случай стал прецедентом к инициации серии подобных разбирательств в которых участвуют татуировщики, звезды спорта и медиа-гиганты. Против компании Take-Two Interactive, которая является разработчиком компьютерных игр серий WWE и NBA, одновременно ведется, наверное, десяток дел: татуировщики желают получить лишних денег за то, что бойцы и баскетболисты в играх щеголяют в татуировках их авторства.
Одним из таких разбирательств является тянувшийся почти четыре года иск татуировщицы Кэтрин Александер, которая занималась нательной живописью звезды рестлинга по имени Рэнди Ортон. И вот, наконец, суд вынес свое окончательное решение – признать Take-Two Interactive виновной в незаконном использовании объектов авторского права. Наказанием стало требование выплатить тату-художнице 3750 американских долларов.
Адвокаты ответчика с вердиктом присяжных согласились. Весьма гуманное наказание для компании-миллиардера можно объяснить тем, что линия защиты строилась на понятии так называемого «добросовестного использования» объектов, а также на желании разработчиков не наживаться на тату-шедеврах Кэтрин Александер, а на необходимости достоверно воспроизвести персонаж.
Не смотря на то, что компанию Take-Two Interactive признали виновной, ее можно определенно назвать победителем. Благодаря этому судебному разбирательству, которое длилось несколько лет и имело более чем широкое освещение в сми, Take-Two Interactive получила такой рекламный охват, которому можно только позавидовать! А татуировщик получил 3750 долларов, из которых еще нужно будет заплатить налоги и вычесть все издержки.
Юридическая база для татуировщиков
Судам только предстоит выработать практику в отношении объектов авторского права, которые представляют из себя татуировки на живых людях. Это вопрос сложный и деликатный. Но определенно: избежать ситуаций, которые описаны выше, можно единственным способом – каждый раз когда на кожу клиента наносится татуировка, необходимо заключать договор, в котором будет предусмотрено вышеописанное развитие событий.
Об особенностях нательной живописи как юридического объекта мы уже рассказывали в статье Авторское право и татуировка, статья была создана при участии Павла Каткова, адвоката чьей специализацией является именно авторское право.